Фреймы в web-дизайне
Фреймы появились еще во второй версии Netscape Navigator-а и предназначались для облегчения навигации при создании страничек (так тогда казалось).
Фреймы в HTML позволяют авторам представлять документы в нескольких разделах, которые могут быть независимыми или вложенными окнами. Это обеспечивает дизайнерам способ оставлять некоторую информацию видимой, в то время как другая информация прокручивается или заменяется. Например, в одном окне в одном фрейме может отображаться статический баннер, во втором навигационное меню, а в третьем - сам документ, который можно прокручивать или переходить к другому с помощью навигации во втором фрейме.
Используя фрэймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные скроллируемые подокна, вы можете значительно улучшить внешний вид и функциональность информационных систем и Web-приложений. Каждое подокно, или фрэйм, может иметь следующие свойства:
- Каждый фрэйм имеет свой URL, что позволяет загружать его независимо от других фрэймов
- Каждый фрэйм имеет собственое имя (параметр NAME), позволяющее переходить к нему из другого фрэйма
- Размер фрэйма может быть изменен пользователем прямо на экране при помощи мыши (если это не запрешено указанием специального параметра)
Данные свойства фрэймов позволяют создавать продвинутые интерфейсные решения, такие как:
- Размещение статической информации, которую автор считает необходимым постоянно показывать пользователю, в одном статическом фрэйме. Это может быть графический логотип фирмы, copyright, набор управляющих кнопок
- Помещение в статическом фрэйме оглавления всех или части WEB-документов, содержащихся на WEB-сервере, что позволяет пользователю быстро находить интересующую его информацию
- Создавать окна результатов запросов, когда в одном фрэйме находитс собственно запрос, а в другом результаты запроса
- Создавать формы типа "мастер-деталь" для WEB-приложений, обслуживающих базы данных
Однако, помимо достоинств, сайт с фреймами не лишён и ряда существенных недостатков:
- странички сайта не индексируются обычными поисковыми системами, исключая
первую страницу. Это происходит из-за того, что страница описания фреймов не
содержит в себе ссылок вида <a href="">...</a> и поисковые роботы,
естественно, не могут попасть на внутренние странички. Приходится прикладывать
дополнительные усилия, чтобы все же осуществить это. В частности, вводить
вышеупомянутые ссылки именно для роботов.
- в случае попадания не на первую страничку сайта не существует "официального"
способа перейти на первую страничку сайта - приходится вручную редактировать
путь в адресной строке броузера.
- ввиду того, что фреймовая структура сайта придает ему достаточно узнаваемый
вид, то большинство подобных страничек выглядят достаточно однообразно.
- невозможно поставить закладку на внутреннюю страничку сайта. А это уже
серьезно! Представьте, что Вы наткнулись на очень интересную статью и желаете,
например, поместить ссылку в свою коллекцию или послать другу ее адрес. Так вот,
ни то, ни другое Вы сделать не сможете - фреймы скрывают истинный адрес
странички.
Не только пользователь, но и владелец сайта не может указать адрес на конкретную страницу, что порой очень необходимо, например, при размещении рекламной информации, новостей во внешних источниках.
- проблемы отображения странички в разных версиях броузеров. От этого уже
никуда не уйти и это предложение можно автоматически добавлять практически к
любым расширениям HTML.
Тем не менее, в каких случаях оправдано их применение?
- в случае, если стоит задача быстро создать сайт и все странички уже
написаны, а ни времени, ни желания их переделывать нет
- если нужно, чтобы часть странички (чаще всего логотип или меню) всегда
находились перед глазами
- для дизайнерских изысков, наконец...
Но есть один удачный способ применения фреймов - создание системы помощи для сложных сайтов. В этом случае очень удобно открывать новое окно, где уже и используется фреймовая структура. Это очень похоже на встроенную систему помощи Windows.